Стамбул – это родина ковров. Туристам прибывающим в Стамбул предоставляется возможность понаблюдать как изготавливают ковры и послушать рассказы мастеров. Зафер ловко разворачивает ковёр, на несколько секунд прерывая свой рассказ, словно желает дать прочувствовать само событие. Группа туристов, прибывших на автобусе на ковровую фабрику, в изумлении сидит вокруг разложенных произведений искусства, чьи тончайшие узоры и буйство красок благодаря рассказам Зафера кажутся ещё более желанными. Мимо ткачих, одетых по‑анатолийски и погружённых в трудоёмкое искусство ковроткачества у своих традиционных ткацких станков или рам, группу проводят в выставочный зал, и там она за чашкой традиционного gay следит за презентацией, поначалу недоверчиво и скованно. Зафер знает это и пока ни единым словом не выдаёт, что для него важно нечто другое, нежели рассказ о параметрах, по которым ценятся ковры: Прежде всего, для оценки изделия имеет значение материал. Обычно это шерсть, реже – более дорогой шёлк. Затем, конечно, важно число узелков, которое в восточных коврах в среднем составляет от 100 000 до 200 000 на 1 м2, а может достигать и миллиона. Тут всё очень просто: чем больше плотность узелков, тем больше времени, мастерства и усилий необходимо затратить и тем ценнее (и дороже) будет ковёр. На ковровой фабрике, где узоры выполняются по готовым эскизам, руки умелой работницы завязывают до 30 узелков в минуту – по 2 секунды на узелок! Затем немаловажную роль играют и краски. Химические анилиновые и хромовые красители между делом широко внедрились не только в фабричное ковровое производство, но и в ручное. А значит, натуральные растительные краски, которые сейчас редко используются, также увеличивают стоимость ковра. Вообще надо смотреть в оба – это Зафер имеет в виду конкуренцию – и уметь отличать «искусственные», т. е. фабричные ковры от «настоящих», т. е. чисто ручной работы. И тут Зафер эффектно выкладывает рядом два ковра и, к удивлению зрителей, начинает превозносить «ошибки» одного, т. е. неравномерность краёв, бахромы и рядов узелков, перед стандартными размерами другого. До недавнего времени в сельских домах Турции встретить ткацкий станок было не в диковинку. Крестьянская семья сама обеспечивала себя и коврами, и платками, и узорными шерстяными сумками. Крупными центрами ручного ковроткачества были Бергама, Анталья, Конья, Кайсери и другие города. Очень распространён был обычай жертвовать ковры мечетям, поэтому именно там можно подчас увидеть на полу очень старинные ковры ручной работы. В каждом регионе страны складывались свои особенности технологии, своя цветовая гамма и символика рисунков.
Новости по теме
|